40% скидка в Сормовский парк
40% скидка в Сормовский парк
Карточка в Сормовский парк

- Карточка стоимостью 600 руб. (реальная стоимость 1000 руб) действует на все аттракционы, каток, аквапарк на территории Сормовского парка.

- Карточка действует до конца 2016 г.

план.jpg
Абонименты с 1 апреля
Абонименты с 1 апреля
1 2

Возврат к списку статей


Леонид Тишков и Сергей Шутов в "Арсенале"

003.jpgПЕПЕЛ И АЛМАЗ


- (К Леониду Тишкову) Ваш "Снежный ангел"  человек в ватнике с крыльями за спиной, который идет по снежной целине и пропадает в ней,  в этом есть что-то трагическое, если вдуматься.

леон2.jpg-  (Тишков) Это сделано по воспоминаниям моего детства, уральского. Но тогда мне все казалось гармонично. Зима больше шести месяцев, лето полтора месяца, то, что на первое мая на демонстрации все в шапках... А "Снежный ангел"  это фрагмент фильма, кусочек из более долгой истории. Однажды я захотел подняться на гору, где играл в детстве, чтобы вспомнить детский сон, с крыльями. Оделся так, как одевался всегда  в сарае нашел этот ватник, шапку, брюки... Но когда я увидел этот эпизод снятым  уходящая спина и прочее, пахнуло каким-то экзистенциальным холодом. Ужасом таким священным... как перед уходом вообще человека из жизни.

 Там еще есть кадр, когда в конце я оборачиваюсь.  Я просто посмотрел на камеру (мой сын снимал), чтобы проверить, снимает он или нет. В фильме получилось, что я оглядываюсь, иду дальше и исчезаю. Я хотел это место отрезать при монтаже. И увидел, что этот последний взгляд  перед уходом, исчезновением в белой стене  очень важен. Это вызывает переживание определенное.

 И потом, этот ватник поднимает почему-то ассоциации с темой ГУЛАга, чего-то из истории Советского Союза времен 1930-х годов. леон3.jpg

-  Да, я то же самое подумала. Человек хочет вырваться в какое-то другое пространство, обрести свободу, но все эти снега, Россия, его погребают.

-  Видимо все, что делается нами, делается по какой-то генетической памяти, по тому, что мы переживали когда-то. И, видимо, наедине со снегом, с этим странным состоянием пейзажа, у каждого человека возникают очень похожие ощущения, переживания. Просто художник может эти переживания визуализировать.

-  (К Сергею Шутову) Наш редактор смотрела вашу интерактивную инсталляцию "Чужие здесь не ходят. Русский интерактивный пейзаж" и сказала, что она вызывает у нее ощущения добрые, теплые, новогодние. А вы что в нее пытались вложить? леон4.jpg

-  (Шутов) Я-то москвич, и для меня зима  это хруст под лыжами ручейков песка, насыпанного на дорогах... Это как раз городская легенда леса. Можно вспомнить "Щелкунчика" версии Чайковского, где Мария превращается в Машу, но леденцовые поля остаются. Для горожан лес  это, конечно, в первую очередь рождественская елка. И только в самом конце появляется ощущение бесконечного леса, где не ходят ни чужие, ни свои, бесконечного белого пространства. И если манипулировать им, оно почти не изменяется...

-  Да, в инсталляции можно сдвинуть елочку туда или сюда  никакой разницы.

-  Здесь это и демонстрируется. Невозможность повлиять на это пространство. леон5-др.jpg

-  (Тишков) Я хочу добавить про Сережу. У него соединяются переживания детства  настольный хоккей, в который он в детстве играл, фантастические истории с инопланетянами... Он верит в инопланетян! Когда читаешь его истории: что, в конечном счете, мы все погрузимся в ракеты, полетим и встретимся с нашими предками  это невозможно сделать без веры. Если бы он это делал неискренне  мы бы сказали: ну ты даешь! Тут же за каждой игрушечкой скрыты какие-то важные символы Сережиной жизни.

-  Из других работ, выставленных в Арсенале, что вам наиболее интересно?

-  (Шутов) Все интересно, но мы же не критики. Мы здесь только зрители, как и вы. Каждая работа прекрасна. Ощущение леса, поля в "Провмызе" и у "Коллективных Действий"  это тоже работа с безмолвным пространством, бесконечным, внушающим восторг и ужас одновременно.

-  (Тишков) Пустырь, поле, особенно заснеженное поле  один из самых мощных архетипов, который сопровождает россиянина. И как раз работы "Провмызы", "Коллективных действий" или Макаревича  как выжить в этом снегу, как приспособиться к нему  тоже об этом. леон6-др.jpgВы еще не видели работу объединения "Куда бегут собаки"  там, где четыре человека, трудно определить какого пола, идут и косят снег...

-  А Захаров со своим панком, который сидит в снегу рядом с адским пламенем? Он особняком стоит?

-  (Шутов) Захаров традиционно работает с собой  то он пастор, то ДонКихот, то еще кто-то. Здесь он художник.

-  (Тишков) Вроде как французский солдат, который потерялся зимой, в 1812 году. В то же время на нем какой-то странный панковский парик. Все вместе  это чисто концептуальная практика, когда ты становишься персонажем и рассказываешь о нем. О себе он вам рассказывать не будет. леон7-др.jpgЯ, например, занимаю совершенно другую позицию: это именно я, именно моя шапка, моя гора, крылья... Можно сказать  крылья были и у Кабакова. Но Кабаков придумал персонаж, который хотел куда-то лететь. А я надеваю эти крылья сам и рассказываю о себе. И все мое искусство, все, что я хочу сказать,  это мои личные переживания.

-  (Шутов) Мне тоже хотелось бы отвечать за самого себя. Это важный аспект  от лица кого говорит автор: от лица персонажа, которого придумывает, или от лица собственного. И если кабаковские крылья позволили герою так или иначе со стоном отчаяния взлететь, то тишковские крылья висят этими тяжелыми гирями и никогда не позволят ему взлететь, потому что ему нужно просто уйти. Это не лучше и не хуже, это разные понятия.

-  Если отойти в сторону от выставки. Десять-двадцать лет назад актуальное искусство было своего рода провокацией, чем-то непонятным. А сейчас к нему привыкли, и многие из актуальных художников уже перешли в разряд "академиков" актуального искусства. леон8-др.jpgОни признаны, выставляются. Так вот, правильно ли будет сказать, что есть уже академическая линия и авангардно-экстремальное крыло, типа арт-группы "Война"?

-  (Тишков) Мы ждали этого вопроса. Мы недавно разговаривали о том, какую они нам службу сослужили не очень хорошую. "Война" получила премию "Инновация" за свое произведение "Х.. в плену у ФСБ" (Художники арт-группы "Война" нарисовали огромный член на Литейном мосту СанктПетербурга. Когда мост поднялся, объект оказался прямо напротив окон соответствующего учреждения.  Прим. ред.) и как будто все остальное, чем мы занимались всю нашу жизнь, перечеркивается... Знаете, когда в начале 2000 года я сделал светящуюся луну двухметровую, стал ее везде носить, вешать на дерево, на меня смотрели и говорили: "Он "куку". леон9-др.jpgРомантизм давно вышел из моды". Я же настаивал, что мир не только провокация, мир огромен и разнообразен, и искусство должно быть разнообразным. Если мы нарисуем слово из трех букв на заборе, радикализма в этом никакого нет  это просто какой-то мейнстрим, что-то само разумеющееся. Но если мы это сделаем в другом месте... Скорее всего, тут надо говорить о радикализме жюри, людей, которые дали "Войне" премию. А вот сама эта история и попытки выставить ее как определенное противодействие  это политические игры. Если мы говорим о настоящем искусстве и начинаем его анализировать с позиций искусствоведческих, там будут совсем другие приоритеты.

-  То есть вы считаете, что это не настоящее искусство?

-  (Шутов) Настоящее молодежное искусство. Давайте посмотрим на 50-летнего Вора, который ворует пищу в супермаркете и пишет аналогичные картины на протяжении 30 лет своей артистической карьеры. Не думаю, что это очень актуально и интересно окружающим. леон91-др.jpgНо у "Войны" мне лично нравится совсем другая акция  когда их герой, который одет в рясу и милицейскую фуражку, приходит в гастроном, набирает продуктов и уходит, не расплатившись. Вот это действительно вещь свирепая, супер. Мне кажется, это эффектно и более художественно, чем история с мостом. Но в то же время история с мостом тоже радикальна и сегодня звучит особенно ярко. Именно сегодня, когда ужас, который нас окружает, становится просто материальным.

-  (Тишков) Журналисты раздувают эту историю. Премия "Инновация" совершенно профессиональная, она не рассчитана на то, чтобы о ней писали в "Комсомольской правде" или желтых газетах. Все равно что с математиками,  как только Перельман отказался от миллиона долларов, все сразу о нем написали. Вы хоть узнайте, что за теорему он доказал, но никого это не интересует, потому что это чисто профессиональные вещи. И тут  это должно было остаться на уровне наших, профессиональных, вещей, потому что искусство современное  леон92-др.jpgэто очень серьезно, оно требует всё-таки глубокого анализа. ГЦСИ занимается анализом и выработкой новых трендов, это все выносится в виде выставки, когда приходят зрители и вместе с художником постигают новые возможности.

Я не говорю именно про эту выставку, но в результате посещения ГЦСИ за много лет у меня сложилось ощущение, что современно искусство, которое показывают, часто довольно беззубо. "Война" действительно на какую-то болевую точку нажала, поэтому их акция так и прозвучала.

Давайте говорить о другом немножко. А разве перед отчаянием ухода из этого мира, перед онтологическими вопросами жизни и смерти вы интересуетесь политикой? Если вы заболели смертельной болезнью и должны умереть, раствориться в чем-то белом? Политика исчезает. Существуют более важные человеческие проблемы.

А куда девать поэзию? Я, например, считаю, что если в произведении искусства нет поэзии, оно для меня не существует. леон93-др.jpgКуда радикальнее прочитать стихотворение. Все хотят слышать о том, что подорожал бензин или о КГБ. А что мне это, когда земля едина, снег везде один, и снежинка которая упала на Аляске или здесь в Нижнем Новгороде одинакова? или мы стоим перед вечностью одинаково? Мне ближе такие вопросы. Нельзя говорить, что это беззубое искусство. Цветок беззубый, но своей красотой он может сделать больше, чем рыба-пиранья.

- (Шутов) "Черный квадрат"  не про милицию, не про советскую власть, не про голод, не про смерть Малевича. Не про его могилу, про которую мы не знаем, где этот великий человек похоронен. Он  о том, что нас объединяет, а не делает разными. леон94-др.jpgА скажем, окна РОСТа  они про политику. Но кроме них, существует, например, и "Летатлин". А вы знаете, почему "Летатлин" такой маленький, вы видели его? Когда его выставляли в Пушкинском, я удивился: как Татлин собирался на нем куда-то лететь? Так он маленький, потому что в него загружаться должен был ребенок! И что? Это зубастая политическая сатира? Конечно, нет.

- (Тишков) Вы вспоминали о работах классиков, украшающих дворцы, музеи. Но в большинстве своем они не говорят ни о чем политическом, они  о человеческом опыте. Человеческий опыт и есть самое важное.

-  (Шутов) Знаете, я помню, как в первом или втором классе к нам в школу приходил Хрущев. И подарил мне коробку клюквы в сахаре. Я ее с удовольствием съел, и только потом мне мама объяснила, что произошло. Хрущева я не помню, а вот клюкву помню до сих пор. Так вот, клюква в сахаре  это наше общечеловеческое. А Хрущев это (сдувает с ладони)  пыль.


***

Леонид Тишков. Работы находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Nasher Museum, NC, USA, Центре Современного Искусства Луиджи Печчи, Италия, и др. Также  работает в области книжной графики. Один из основателей издательства "LiveBook-Гаятри" и первого русского карикатурного сайта http://caricatura.ru/.
12 мая ожидается лекция Леонида Тишкова в нижегородском Арсенале.


Сергей Шутов. Сотрудничал с радиостанцией 106,8 как радио диджей. Первый виджей в России (клуб "Птюч"), художник журнала "Птюч", актер и художник фильма "Асса". Музыкант, участник "Популярной механики", автор саундтрека к фильму "Кабинет доктора Калигари" совместно с Тимуром Новиковым.
В 2001 г. представлял Россию на 49-й художественной выставке Венецианской биеннале (проект "Абак").  



 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
 


DB query error.
Please try later.