40% скидка в Сормовский парк
40% скидка в Сормовский парк
Карточка в Сормовский парк

- Карточка стоимостью 600 руб. (реальная стоимость 1000 руб) действует на все аттракционы, каток, аквапарк на территории Сормовского парка.

- Карточка действует до конца 2016 г.

план.jpg
Абонименты с 1 апреля
Абонименты с 1 апреля
1 2

Возврат к списку статей


Одиссея капитана Аникина


дядя.jpgВ первое воскресенье июля празднуют День работников речного и морского флота, в последнее воскресенье – День Военно-морского Флота России. Так вышло, что капитан Лев Павлович Аникин отмечает оба праздника. Его капитанский стаж ­ 35 лет. Даже кот у него не простой: спит только рядом с моделями кораблей, который дядя Лёва собирает на досуге.



Фотограф Марсель Курячьева


- Расскажите, как вообще капитанами становятся?

- Покупают фуражку - и вперед. Ну как? Я с детства хотел плавать. Мой плавательский стаж, если считать, - начиная с мокрых пеленок и по сегодняшний день. Мама у меня была вторым штурманом на колесном пароходе в Дзержинске. Второй штурман – это второй помощник капитана, она отвечала за грузы. 1.jpg

- Женщина на борту – разве можно?

- На военных кораблях - опасно, там даже поваров-женщин нет, а в речном флоте – пожалуйста. Я даже с капитаном-женщиной плавал - девка такая волевая, закончила институт. Но женщина-капитан – это, конечно, редкость.

С 1943 года, как под Сталинградом начались бои, мама брала меня с собой. Мы же из Саратова, рядом со Сталинградом. Вывозили оттуда по реке раненых, беженцев. Мне 4 года было, я раненым песни пел. Нас бомбили, поэтому к нам прикрепили батальон девушек-зенитчиц. Днем мы становились на берег, рубили 3.jpgдеревья, чтобы маскировка была, а по ночам шли. Ночные налеты такие нехорошие были…

Потом в Саратове мама меня с братиком старшим высадила, на бабушку повесила. Пятилетние мальчишки - нам интересно было, как «напильники» по крыше падают, мы все время убегали. В Саратове стояла Волжская военная флотилия, охраняла железнодорожный мост, пути с которого вели в Азию, и мы все время к морякам бегали. Помню, они мне бескозырку напялили и говорят: «С нами поедешь?» - «Куда?» - «В Ленинград».

В Ленинград я поехал сам, в 14 лет. Хотел поступить в Нахимовское училище. Не взяли – адмирал мне сказал: "Берем только круглых сирот". Я еще грешным делом подумал: жаль, что родители у меня живы…4.jpg

Поступил в речное училище в Горьком, закончил его в чине молоденького лейтенанта – у нас военная кафедра была, и загремел на настоящий флот. Обязанности были такие: охранять от нарушителей финскую границу в Балтийском море.

- А нарушители были?

- Да какие нарушители! Три раза в день вдоль границы проедешь – никого. А после учений, когда советские корабли сбрасывали глубинные бомбы, всплывало полно рыбы. И откуда финны брались!  Появлялись со всех сторон на своих лодочках и собирали рыбу.

- Вы их задерживали?

5.jpg- Зачем? Пулемет вверх - и они на нейтральные воды отходили, ждали, пока мы уйдем. А потом - обратно. Рыбаки...

После флота я на Волгу вернулся, третьим штурманом. Наш электроход «Туркменистан» (такой же, как затонувшая «Булгария») ходил Москва - Ростов-на-Дону. Протяжение большое - 3000 км с лишним, один оборот, туда-обратно, - как от Лениграда до Лондона. 22 дня. И грузы, и пассажиров возили.

- Каждый рейс 22 дня - а вы уже женаты были?


- Конечно. Жена директором ресторана устроилась, и мы плавали вместе. Один мальчик появился, потом второй. Старший у нас родился по пути, в Рыбинске, не доехал до Москвы… Один раз с маленьким в сильный шторм попали, в Цимлянском водохранилище.6.jpg Это устье Дона, почти середина. Стекла в салоне разбило, вода гуляла по палубе. Но ничего.

- Вы думали, что можете утонуть?

- Я за свою жизнь, пока «Булгария» не затонула, ни разу не видел ни одного теплохода, чтобы утонул на Волге. Также, как не видел, чтобы в теплоход попала молния… Как так с «Булгарией» получилось – до сих пор не пойму. Помню еще один ужасный случай, когда большой пассажирский теплоход «Александр Суворов» влетел под Ульяновском не в тот пролет моста и снес себе всю четвертую палубу, на которой как раз люди отдыхали. Там фильм крутился, танцы были. Мы плыли за ним, и видели, как ему всю крышу снесло. Как, почему? Загадка.

7.jpg
- Вы на многих кораблях плавали, все помните по именам?

- Конечно. После «Туркменистана» был «Николай Гастелло», трехдачный теплоход с изящной архитектурой. Сейчас его переделали на четырехдачный и назвали «Алексей Толстой». Чем Герой Советского Союза хозяевам не угодил, не знаю. Вместе с ним к нам когда-то пришел теплоход «Доватор», который потом переименовали в «Арабеллу». Я знал его хозяйку и у нее спрашивал: «Вера Михайловна, вы знаете, кто такая Арабелла?» Она говорит: «Ну, баба какая-то, богиня, наверное». Жена пирата! Даже команда не знала. Я им всем говорю - вы хоть «Одиссею капитана Блада» почитайте!

- В каком же году вы капитаном стали?

8.jpg- В 73-м. Ходил Москва – Ростов-на-Дону до 1993 года, потом на маленьких пароходиках, которые после перестройки частники покупали. Да какие частники, бандиты... Возили то начальство на день милиции, то гаишников. Один раз на борт посадили Вяхирева - начальника Газпрома с супругой и приказали: вези на остров, и чтобы народу вокруг никого! С нами отправились сопровождающие с револьверами. Подошли мы к острову, разогнали народ, поставили столы... А тут, откуда ни возьмись, с другого конца острова целая толпа к нам в гости навалила. Получилась полная ерунда. Вяхирева с супругой – обратно, на корабль, и назад. Еще с Рыбназдором ходили, как обычный белый пароходик. Рыбаки сидят, спокойно рыбу удят, а мы к берегу подходим – проверяющие  выпрыгивают...

9.jpgВ общем, не понравилось мне, сбежал я оттуда. А в 2000 году меня забрали в Москву капитаном-наставником на пароход «Бородино». В последние два года я совмещал капитана-наставника и начальника службы безопасности движения: следил и за оборудованием, и за обстановкой.

- Чтобы быть капитаном, какие черты характера нужны?

- Научиться ругаться по-настоящему. (Смеется.) В людях надо разбираться. Много знать.

- Раньше на кораблях, особенно морских, был свой жаргон: слова, непонятные сухопутному человеку. Это осталось?

91.jpg- Осталось, но все уже про это знают. Хотя… была у нас игра «угадай-ка», и меня спрашивают: «Почему нельзя пить чай на клотике?» Я говорю: «Так ведь чайник падать будет». Ну сами подумайте! Не знаете, что такое клотик? Самая верхушка мачты! Или вот - почему якоря нельзя затачивать?

- А правда, что раньше молодых моряков так разыгрывали? Давали им приказ заточить якорь, а они всерьез точили, напильниками?

- Правда. У меня в заводе был один мужик, сварщик-резчик. Он рассказывал: «Заставили меня точить якорь. Я думаю – что мучаться? Отпилил ему лапки, и все». Вот так.

92.jpgХотите, признаюсь? Сам в молодости попался, хотя про традиции речные и морские вроде бы все знал. На первой военно-морской практике напротив нас стоял корабль командующего Балтийским Флотом. В один прекрасный день меня изловил кок и говорит: «Лев, только ты можешь!» - «А что?» - «Завтра у нас смотр на корабле будет, адмирал придет. Надо макароны продуть!» И ставит ящик макаронов передо мной. Я, как дурак, несколько часов сидел, пока боцман меня не поймал. А ведь всё знал: что по трапу нельзя спускаться задом, что в шлюпку нельзя садиться в зашнурованных ботинках. Да много всяких премудуростей...

- А суеверия на флоте есть? Приметы?


93.jpg- Деньги за борт нельзя бросать. Есть сухопутная примета - если бросил монетку, вернешься на этом место. На реке или на море - ни в коем случае! В понедельник и в Благовещенье, даже если расписание выпадает, нельзя отплывать. Я один раз попробовал – и, не знаю почему, но случилась неприятность.

- Где труднее быть капитаном, на море или на реке?

- Не знаю… Морские капитаны несут вахту только на сложных участках, они больше пассажиров развлекают. А речные - постоянно. Волга, Дон, Ока - очень сложные участки. 94.jpgЯ нес вахту до 4 утра, потом второй штурман заступал на смену, но все равно, пока он часа два осмотрится, я с ним. Так что видел все рассветы.

Я вам еще про Африку не рассказал…

- Про что?

- Я же артиллерист-торпедист по военному образованию. Когда в 60-х годах началась война между Египтом и Израилем, я уже старшим штурманом работал, а меня назначили на военный корабль - начальником группы мелкопульной зенитной артиллерии.95.jpg Эсминец «Блестящий», за ним два тральщика - мы должны были передать их братской республике Египет. Пригнали их туда, отдали со слезами на глазах. Ну, какие из них моряки, когда у них в 12 часов намаз - все рухнули на палубу, а мы думаем - Господи, кораблем-то никто не управляет! Были страшные налеты среди ночи – израильтяне бомбили с американских бомбардировщиков. На наших глазах попали в другой эсминец, он перевернулся, много народу погибло... После этих событий мне дали значок. Но квартиру не дали. Я до сих пор двенадцатый на очереди.

- У вас вся квартира в моделях кораблей – вы сами собираете? 

- Зимой делать было нечего, вот и мастерил. Почти всё друзья разобрали. Теперь кошка Муська под военными кораблями спит. Сколько ни колотил -  свое любимое место никак не отдаёт. И вот эти рисунки мои. Я умею рисовать только пароходы да самолеты, а вот людей - никак. Одна девушка попросила меня сделать портрет - я и так, и этак, а все какая-то клуша выходит. Не получаются у меня люди, не похожи на себя. 96.jpg А вот пароходы я копирую точно, как они есть.

- День российского Военно-Морского Флота отмечаете в конце июля?

- А как же. Я же все-таки военный моряк! 29 июля буду праздновать. Обидно только за День речников. В этом году он как раз попал на 1 июля, воскресенье. Я надел белую рубашку, сел перед телевизором. Вспомнили День медсестры, День работников торговли. А про нас так ничего и не сказали.



 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
 


DB query error.
Please try later.