40% скидка в Сормовский парк
Карточка в Сормовский парк

- Карточка стоимостью 600 руб. (реальная стоимость 1000 руб) действует на все аттракционы, каток, аквапарк на территории Сормовского парка.

- Карточка действует до конца 2016 г.

Абонименты с 1 апреля
1 2

Возврат к списку статей

Пиренеи есть!

Пиренеи - невысокие живописные горы, разделяющие Испанию и Францию. Их склоны видели массу ярких исторических событий с античных времен и до наших дней. Осенью 2012 года журналисту "Отдыха НН" довелось совершить собственный переход через Пиренеи и полюбоваться достопримечательностями по обе стороны гор.

Михаил САУТКИН (журнал «Отдых НН» № 1(5), 2013 г.)

сауткин-1.jpgФранцузам Пиренеи издавна казались стеной, за которой начинается другой континент. Ведь испанцев некогда считали чуть ли не маврами. Говорят, когда на испанский престол взошел внук Людовика XIV, французский король будто бы в восторге заявил: "Пиренеев больше нет!". Пиренеи, однако, оставались, разделяя две нации и одновременно связывая людей, живущих по разные стороны горного массива.

Название горам дали древние греки. Пирена ­ героиня античной мифологии, которая была растерзана зверями и похоронена на Пиренеях. Через эти перевалы и долины топали солдаты Ганнибала и римские легионы, вандалы и вестготы, войска Наполеона и разбитые испанские республиканцы. В общем, вполне себе древний путь. В отличие от голодных и обмороженных солдат мы путешествовали с комфортом на арендованной машине. Как у большинства вольных путешественников, не привязанных к отелям и группам, у нас не было маршрута, а были скорее направления. Каждый день ближе к вечеру мы заруливали в какой-нибудь "Макдональдс" и, пользуясь халявным "вайфаем", искали и бронировали в Интернете место следующей ночевки.

Пиренеи были частью 10-дневной "кругосветки". Маршрут начался в Барселоне. Искупавшись в море, мы двинулись на север в Жирону, затем переместились через границу в Лангедок и совершили марш-бросок на запад в сторону Гаскони. Далее мы планировали пересечь Пиренеи и вернуться в Барселону с другой стороны. Нашей целью был По,- город у подножья гор, где некогда родился славный король Генрих IV. Однако ни одной подходящей нам по цене гостиницы в нем не оказалось. Места для ночевки нашлись в соседнем городке. Город назывался Лурд.

НА ФРАНЦУЗСКОЙ СТОРОНЕ

сауткин-2.jpgТот факт, что именно в Лурде для нас нашлась приемлемая по цене гостиница, вскоре разъяснился. По количеству гостиниц Лурд во Франции уступает разве что Парижу. В этот маленький городок с населением 15 000 человек ежегодно приезжает более 5 миллионов (!) паломников.

История вкратце такова. В 1858 году местной пастушке по имени Бернадетт явилась собственной персоной дева Мария. Она вышла из пещеры, в которой вскоре забил чудотворный источник. Вода из него исцеляла любые хвори, от экземы до эпилепсии. В Лурд хлынул поток страждущих, желавших не столько посетить святое место, сколько поправить здоровье. Над гротом вырос внушительных размеров готический храм, а Лурд стал объектом притяжения для католиков всего мира. В 1930-е годы аэропорт соседнего городка Тарб принимал рейсы с паломниками из Рима, Дублина и даже Нью-Йорка.

Воду из святого источника употребляют наружно и внутрь. Ее наливают из десятков краников, торчащих из стены храма, в ней купаются в специальных купальнях. Если верить данным медицинской комиссии, за 150 лет в Лурде исцелились десятки тысяч людей. Впрочем, строгие католические иерархи не склонны преувеличивать. Настоящим чудом, ­ то есть доказанным, необратимым и научно необъяснимым исцелением, ­ на сегодня признано лишь 66 случаев. Тем не менее, город и по сей день наводняют люди в инвалидных колясках.

Маленькая гостиница "У Мальтийского креста" находилась в центре города и выглядела точь-в-точь как провинциальный отель из "Большой прогулки", где Де Фюнес делил кровать с фашистским генералом. Выйдя утром прогуляться, мы были ошарашены изобилием сувенирно-прикладной утвари, продаваемой на каждом шагу. Пластиковые канистры и канистрочки для воды, бутылочки в форме статуи Богородицы, четки, брелоки, магниты, кружки, статуэтки, открытки на всех языках ­ целая индустрия чудес. По узким улицам катили автобусы с приезжими, маршировали скауты католических орденов, гомонила разноязыкая толпа. Все это смахивало на некий христианский Вудсток, колоссальный опен­эйр, в центре которого не Джимми Хендрикс, а Дева Мария.

Поздно вечером нас ожидало феерическое зрелище - торжественная месса под открытым небом на площади перед храмом Нотр Дам де Лурд. На площади и на ведущих к храму эстакадах толпились тысячи людей со свечами в руках. Из громкоговорителей неслись молитвы и гимны, повторяемые окружающими. Главную молитву - "Богородице, дево радуйся", читали аж на 20 языках, включая украинский.

сауткин-5.jpgРусского не было, видимо, по причине малочисленности католической паствы в России.

На следующий день мы решили передохнуть от христианской экзотики и отправились в замок на горе, возвышавшейся над городом. Там находился этнографический музей Пиренеев. Мы с интересом изучили быт и наряды местных крестьян из допаломнических времен. Поднявшись на смотровую площадку, полюбовались панорамой гор. Заглянув в башенку, с удивлением обнаружили там нацарапанный на камне автограф: "Шаров А. 21.07.1943 г.". Кто был этот Шаров и что он мог делать в Лурде в 1943 году, для нас осталось загадкой.

Напоследок мы отправились на Пик дю Жер. К вершине горы, доминирующей над окрестностями, уже сто с лишним лет карабкается вагончик фуникулера. С верхних террас открывается восхитительный вид на долину.

Вечерело, солнце картинно садилось за горную гряду. Где-то далеко внизу по автобану бежали еле видимые автомобильчики. Сделав еще марш-бросок, я поднялся на самый верх. На вершине стояло нечто вроде будки и каменный стол с нарисованной картой местности, открывавшейся с вершины. То тут, то там были заботливо указаны достопримечательности: дом, где родилась Бернадетт, монастырь, где умерла Бернадетт, сарай, в котором она переночевала со своими овечками холодной зимней ночью 18... года. В общем, ужасно интересно. Снизу до меня донеслись крики "Маайк!". Мои компаньоны и местные доброхоты аукали, поскольку последний фуникулер вниз уже отходил и ждал меня одного.

ПАРНЯ В ГОРЫ ТЯНИ

Ранним утром мы двинулись в путь через горы. Нам предстояло преодолеть 180 км извилистых дорог, с десяток перевалов и оказаться в испанском Арагоне. Форумы в Интернете стращали нас горной болезнью, пропастями и камнепадами. Однако ничего подобного с нами не случилось.

Дорога забирала вверх. Извиваясь, она подкрадывалась к перевалу то справа, то слева.

сауткин-3.jpgЗабравшись на гору, дорога, все так же петляя, устремлялась вниз, в долину. На полувыжженных солнцем лугах, усеянных валунами, паслись коровы и ламы (!). На въезде в одну горную деревушку путь нам перегородило стадо баранов. На их светлых шкурах синела краска от расплывшихся клейм, придавая баранам сюрреалистический вид.

Тут и там виднелись кресельные подъемники. Пиренеи - рай для горнолыжников, в особенности начинающих. Развитая инфраструктура, трассы любого уровня, живописные деревушки, вкусная кухня, а главное цены ­ куда ниже раскрученных альпийских курортов. Впрочем, к чему тут эта реклама...

Покинуть Францию нам предстояло через тоннель в районе Бьельса. Когда до тоннеля оставались считанные километры, нам вдруг попалось табло, на котором горела надпись "Ferme/Cerrado". Приехали. Тоннель был закрыт. Предугадать такую ситуацию было невозможно, а посмотреть в Интернете мы не сообразили. Расспросив местного жителя, мы получили новый маршрут, начертанный шариковой ручкой на нашей карте. Теперь он стал длиннее на 50 км и заруливал в Каталонию, лежащую к западу от тех мест, куда мы ехали...

Уже смеркалось, когда мы проскочили площадку, заполненную машинами и людьми с фотоаппаратами. Проехав еще метров двести, мы поняли - мы в Испании. От пограничного поста не осталось даже следов.

По дороге мы успели заскочить в пару магазинчиков и запастись провизией. сауткин-4.jpgИ французская, и испанская сторона богаты вкуснейшими сырами из козьего и овечьего молока. В России это недешевая экзотика. В заведениях на горных перевалах можно купить горный мед, шерстяные изделия и прочий "артизаналь". Виноград на пиренейских склонах не растет, но в супермаркетах и магазинчиках можно купить приличное красное вино за смешные 3­5 евро. Вообще вина были столь хороши и доступны, что купленная в duty free бутылка скотча неприкаянно провалялась в багажнике целую неделю. Ни в одном супермаркете Испании вы не пройдете мимо хамона - вяленой сырой ветчины специфического вкуса и консистенции. Впрочем, собственно к Пиренеям это уже не относится.

КОТОБАЗА

На место ночлега мы приехали поздно вечером. Нашим пунктом назначения была некая арагонская деревня в районе водохранилища Эль-Градо. Кстати, стоит упомянуть, что в Пиренеях здорово развита гидроэнергетика. Турбины маленьких ГЭС крутят горные речки, и даже ручьи. Бегущий с горы ручей заключают в трубу. Добравшись до низа, поток обретает ощутимую силу ­ и вот еще пара деревень со светом и Интернетом.

сауткин-7.jpgМы поселились в довольно странном месте. Деревня Лигуэрре-де-Синка стоит на берегу водохранилища. В свое время жители покинули ее, поскольку вода затопила их пастбища и угодья. Уникальные каменные дома XVI-XVII веков стояли бесхозные и разрушались, жили в них бродячие кошки. Наконец в 1986 году правительство Арагона решило восстановить деревню как туристический объект. Сегодня здесь нечто вроде турбазы, причем "ресепшн" находится в соседней деревне за 3 км отсюда. Люди приезжают семьями, купаются, гуляют по горам. Впрочем, кошки никуда не делись. Была глубокая ночь, когда мы добрались до Лигуэрры. Нас встретила целая стая котов потрепанного, но уверенного вида.
Они фланировали по парковке, прятались в нишах каменных домов и казались единственными аборигенами этих мест - туристический сезон закончился.

Утром из наших окон открылся дивный вид на горы и... дно водохранилища. Вся вода из него ушла до весны.

Мы поехали на "ресепшн" и расспросили насчет местных достопримечательностей девушку, говорившую по-французски (с английским плохо и у французов, и у испанцев). Нам посоветовали каньон Анискло - уникальный природный памятник здешних мест.

ПОТЕРЯННАЯ ГОРА

Каньон находится в национальном парке, лежащем вокруг горы с романтическим названием Monte Perdido (Потерянная гора). Но, проколесив по парку целый день, мы так и не увидели эту гору. Вокруг были великолепные горные цепи и вершины, но гора, давшая имя заповеднику, куда-то пропала, совершенно оправдывая свое название. Посклоняв на все лады ее гордое испанское имя, мы углубились в каньон. Узкая дорога вилась вдоль глубокой расселины, а вокруг вздымались каменные стены, поросшие лесом и кустарником. Километров через 10 дорога кончилась, дальше лежали пешие маршруты. Мы тоже решили пройтись пешком и спустились к речке, бежавшей по дну каньона. Когда-то здесь стояла мельница, чуть выше на горе жил некто св. Урбес, чья келья оказалась закрыта на ремонт.

сауткин-6.jpgАтмосфера - шум воды, вид дальних вершин, залитых заходящим солнцем, ­ излучала какой-то запредельный покой и безмятежность. Было ощущение, что на километры вокруг нет ни души. Все-таки отдых вне сезона имеет свою прелесть. Для полноты ощущений мы прогулялись до каменного моста, перекинутого через пропасть, глубиной 86 метров. Рядом и чуть выше была построена более современная конструкция, с которой можно делать эффектные снимки стоящих на мосту.

На обратном пути мы немного заплутали и в полной мере насладились экзотикой арагонской глубинки. Мы двигались аутентичными козьими тропами, которые сегодня оделись в приличный асфальт, но не утратили своей кривизны и непредсказуемости. Дорога, на которой порой не могли разъехаться две машины, шла круто вверх, неожиданно поворачивала на 180 градусов, и как ни в чем ни бывало продолжала подъем. При этом ­ никаких отбойников или ограждений, несмотря на обрывы глубиной метров сто. "Видимо, заколебались менять", философски изрек кто-то из нас.

...Вечером мы пили пиво и сангрию, а арагонские коты со сдержанным достоинством выпрашивали у нас колбасу. Пиренеи ­ смесь величественных пейзажей, вина, сыра и несуетного бытия, где никто никуда не торопится.